|
Пьетро
да Кортона. Аллегория
Божественного провидения. 1 633—1639 гг. Палаццо Барберини, Рим. Бачичча. Триумф
имени Иисуса. 70-е — начало
80-Х гг. XVII в. Церковь Иль-Джезу, Рим. Андреа
Поццо. Святой
Игнатий Лойола в раю. 1691—1694 гг. Церковь Сант-Иньяцио, Рим. Во второй половине XVII в. плафонная живопись барокко достигла
расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни
Баггиста Гаулли (1639—1709), по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон
римского храма Иль-Джезу «Триумф имени Иисуса» (70-е — начало 80-х гг. XVII в.). На нём изображены не только
возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры
грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают
вниз — в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и
все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо. Самая
замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы (сплетённых в
вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в
этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный
и свет изображённый. Характерный приём живописи барокко
— «прорыв» в заоблачную высь — мастерски применил художник Андреа Поццо (1642—1709) в лучшей
своей фреске «Святой Игнатий Лойола в раю» (1691—1694 гг.) церкви Сант-Иньяцио
в Риме. Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных
деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сцена
кажется вознесённой на головокружительную высоту. Поццо изобрёл множество
новых ракурсов — в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и
разворотов. Последним известным представителем
монументальной живописи барокко стал Лука Джордано (1632— 1705). Современники
называли его «быстрым Лукой», потому что огромные росписи он выполнял в
удивительно короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его
произведениях механически смешиваются разные стили без какого бы то ни было
серьёзного осмысления. Однако именно Лука Джордано, работавший во многих
городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима. 18 Барокко 1 — Шкаф. Конец XVII
в. Германия; 2 —
Стул. XVII в. Испания; 3 —
Атлант в Цвингере. 1711—1722 гг. Дрезден; 4 —
Сосуд в виде льва. Первая
половина XVII в. Аугсбург; 5 —
Дверной замок; 6 —
Ключ. 19 Бернардо
Строцци. Лютнист. Бернардо Строцци (1581—1644) учился
живописи в Генуе, но последние годы жизни работал в Венеции, зарекомендовав
себя талантливым портретистом. Очень любопытны портреты актёров и музыкантов,
чьих имён мастер, как правило, не указывал. Вероятно, в его сознании эти
персонажи были как бы выхваченной на мгновение частью жанровых сцен. За
непритязательной, простоватой внешностью угадываются сильные характеры и
умение тонко чувствовать, картины написаны энергичными широкими мазками,
которые заставляют ощутить непростой эмоциональный мир героев. |