|
Поп-арт сразу же получил известность
за океаном и очень скоро стал символом американского искусства. Уже в В экспозициях поп-арта мог
быть выставлен любой знакомый зрителю предмет: мусорное ведро,
недоеденный бутерброд, чучело курицы. Самым известным произведением и своего
рода визитной карточкой поп-арта стала натуральная консервная банка с томатным
супом. Его автор, американец Энди Уорхолл (1928—1987), говорил: «Почему вы
думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Только потому, что
для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным
свойствам вещей». Уорхолл, открещиваясь от высокого искусства, назвал свою
мастерскую «фэктори» — «фабрика» (она и находилась в помещении бывшей фабрики).
Всё это очень напоминало весёлые издёвки дадаистов (поп-арт тоже ироничен и
весел). Но дадаисты дразнили сытых буржуа и совсем не рассчитывали на
материальный успех, а американские представители поп-арта сразу же получили
мощную финансовую поддержку. Их работы часто занимали верхние строчки отчётов
о продажах современного искусства. Поп-арт в отличие от дада
утверждался в ином времени, когда средства массовой информации превратились
в один из важнейших факторов, влияющих на культуру и искусство. Информация
стала доступна каждому. А искусство оставалось достоянием лишь избранных
ценителей. Поп-арт хорошо прочувствовал потребность в новом, общедоступном
искусстве. Он пользовался узнаваемыми понятиями и предметами. Приводился такой пример: холодильник,
установленный на сейфе в помещении склада, и эта же комбинация в выставочном
зале воспринимаются зрителем совершенно по-разному. В последнем случае в сознании
срабатывает фактор «музеефикации» — иного отношения из-за невольного желания
понять то, что тебе предлагают увидеть. Повседневные предметы, по идее, должны
вызывать иное, более внимательное отношение к ним зрителя, если находятся в
особом пространстве. С этой же целью использовался и Энди Уорхолл. 200 банок супа «Кемпбелл».
578 Рой Лихтенштейн. Может быть... Музей
Людвига, Кёльн. Энди Уорхолл. Мерилин. другой «магический» приём:
какое-либо изображение повторялось бесконечное число раз. Так, Уорхолл
«тиражировал» изображение бутылки кока-колы, лицо киноактрисы Мерилин Монро на
огромных щитах, напоминающих рекламные. Магия подобных работ заключается в
том, что любой объект, привлёкший внимание художника, становится при таком
подходе обыденным, лег- ко «читаемым», доступным к потреблению
(в данном случае интеллектуальному и эмоциональному). С другой стороны,
подобный «серийный подход» отражает стремление массового сознания к созданию
идолов, кумиров. Поп-арт различен по
стилистике. К примеру, Том Вессельман (родился в |