|
События многих произведений
Эльсхеймера на библейские сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа. Так, в
картине «Кораблекрушение апостола Павла на Мальте» ( Постепенно мастер отказался от
тщательной проработки деталей (стволов, листьев деревьев), а всё внимание
уделил световым эффектам. Увлечение Эльсхеймера ночным пейзажем повлияло на
отношение к этому жанру в Голландии и Италии (достаточно вспомнить хотя бы
фантастические виды Сальватора Розы). Крупнейшим художником немецкого
неоклассицизма был Антон Рафаэль Менгс (1728—1779). Он выполнял и
монументальные росписи, и камерные портреты, во всём ориентируясь на свой
идеал — античное искусство и живопись болонских академистов. Это прекрасно
видно Адам Эльсхеймер. Отдых
Святого Семейства на пути в Египет. Фрагмент. Антон Рафаэль Менгс.
Персей и Андромеда. 161 Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. Антон Граф. Портрет Г. Э. Лессинга. Университетская библиотека, Лейпциг. Иоганн Генрих Вильгельм
Тишбейн. Гёте в Кампанье. на полотнах на мифологические
сюжеты, например «Персей и Андромеда» ( благородству. Однако автору
мешают довольно сухой рисунок и вялый, невыразительный колорит. Искусство
Менгса воплощало только внешние формы древних памятников, абсолютно не
улавливая их дух. Гораздо интереснее портреты
кисти Менгса. В них мастер уже не подражал древним. Его техника становилась
более свободной и энергичной, он точнее передавал характеры и настроение
своих героев. В эпоху неоклассицизма немецкая
живопись особенно тяготела к жанру портрета. Антон Граф (1736— 1813) написал
более полутора тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения
деятелей науки и искусства — немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера,
драматурга Готхольда Эфраима Лессинга и др. Художник увидел неповторимые черты
характера каждого из них, уловил настроение и тонко передал всё это в живописи. То же можно сказать и о
работах Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751 — 1829). Огромную популярность
приобрёл портрет «Гёте в Кампанье» ( 162 ликий поэт предстаёт как некий
идеал творческой личности, но его облик остаётся удивительно естественным.
Мастер смог уловить момент, когда вдохновение преображает его героя даже
внешне. |