Предыдущая Следующая
Анджей Вайда (родился в 1926 г.) дебютировал фильмом
«Поколение»
Кадр из фильма «Эроика».
532
Анджей Вайда.
(1955 г.). В нём Вайда
рассказал о своих сверстниках, сражавшихся во время войны в подполье.
В «Поколении», а затем в
«Канале» (1957 г.),
следующей картине режиссёра, действует характерный для польской школы герой.
Окружённый фашистами подпольщик из «Поколения» бросается в пролёт лестницы,
чтобы не попасть в руки врагов. После поражения Варшавского восстания 1944 г., поднятого подчинявшейся
эмигрантскому польскому правительству в Лондоне подпольной армией, командир
отряда, герой «Канала», пытается вывести бойцов по системе канализационных
труб, но теряет отряд и возвращается под землю на его поиски.
Самая знаменитая картина
Вайды — «Пепел и алмаз» (1958
г.). Её действие происходит в течение одного дня — 9
мая 1945 г.
Война завершилась, однако герой фильма Мацек Хелмицкий, участник антикоммунистического
подполья, совершает покушение на секретаря обкома партии, т. е. продолжает
войну ради героизма — губительного не только для других, но и для него самого.
Картина удостоилась многих престижных премий, а Збигнев Цибульский
(1927—1967), исполнитель роли Мацека, стал кумиром молодёжи.
Во второй половине 70-х
гг. в искусстве Польши возникло новое явление — кино морального беспокойства,
выразившее подспудное, нарастающее недовольство порядками, царившими в
стране. Благодаря картинам «Человек из мрамора» (1976 г.) и «Человек из
железа» (1981 г.)
Вайда и здесь оказался ведущей фигурой. Первый фильм рассказывает о
передовике производства, которого делают образцом для подражания. Вступившись
за несправедливо обвинённого напарника, герой сталкивается с жестокостью
органов госбезопасности и погибает во время забастовки. Дело погибшего отца
продолжает во втором фильме его сын — член мятежного профсоюза «Солидарность».
Вайда стал выразителем польского
«взгляда на вещи».
Режиссёр Ежи Кавалерович
(родился в 1922 г.)
дебютировал раньше Вайды, но свои самые известные фильмы — «Мать Иоанна от
ангелов»
Кадр из фильма «Канал».
Збигнев Цыбульский (слева) в
фильме «Пепел и алмаз».
*В фильме «Поколение»
Вайда продолжил молодёжную тему, начатую ранее режиссёром более старшего
поколения — Александром Фордом (1908-1980) в фильме «Пятеро с улицы Барской» (1953 г.). На съёмках этой
картины Вайда работал вторым режиссёром. Тема, затронутая в «Поколении»,
проходит через всё его творчество. Особенно это касается фильмов «Невинные
чародеи» (1960 г.)
и «Любовь в двадцать лет» (1962
г.).
533
Люцина Винницка в роли матери
Иоанны в фильме «Мать Иоанна от ангелов».
Ежи Кавалерович.
(1961 г.) и «Фараон» (1966 г.) — снял позднее. Он
учился в Академии изобразительных искусств, поэтому его картины отличаются
изысканностью художественного решения. Опыт художника потребовался
Кавалеровичу и при постановке «Матери Иоанны...» и «Фараона», поскольку
действие первой картины происходит в XVII в., а второй — в Древнем Египте. Режиссёру необходимо было
выразительно воссоздать на экране реалии этих эпох. Мать Иоанна —
настоятельница монастыря. Церковные власти уверены, что в неё и монахинь
вселились бесы. На самом же деле Иоанна бунтует против строгости монастырского
уклада, ей хочется любви и простого человеческого счастья. Предыдущая Следующая
|