Предыдущая Следующая
Мать Иоанна — раба правил
и предписаний; фараон Рамсес, герой другого фильма, стоит во главе государства
— кажется, он должен чувствовать себя свободным. Однако на пути реформ,
которые Рамсес хочет осуществить, встаёт каста жрецов. В столкновении с ней
молодой правитель погибает. В бунте обоих героев против строго организованной
системы слышится отзвук волновавшей польское общество дискуссии о благородной
и непрактичной жертвенности.
Картина Кавалеровича
«Смерть президента» (1977 г.),
снятая во времена кино морального беспокойства, рассказывает о покушении в 1922 г. на Габриэля
Нарутовича, первого президента независимой Польши. Нарутович похож на Рамсеса.
Умный, справедливый глава государства, он становится жертвой польских
националистов.
ЧЕШСКАЯ «НОВАЯ ВОЛНА»
Чехословакия до Второй
мировой войны славилась хорошо налаженным кинопроизводством, а студия в
пражском пригороде Баррандов, где снималось большинство картин, была одной из
самых известных в Европе. Сразу после войны кинопроизводство было объявлено
собственностью государства. Вскоре выпуск картин достиг довоенного уровня, а
со временем превзошёл его.
В начале 60-х гг. в
режиссуру пришли молодые художники, которые создали в национальном кинематографе
направление, получившее по аналогии с французским название «новая волна». Молодые
режиссёры
Эмир
Кустурица на съёмках фильма «Подполье».
Югославский
режиссёр. Родился в 1954 г.
Дебют в кино — фильм «Помнишь ли, Долли Белл?» (1981 г.) — стал триумфом,
принеся Кустурице звание «культового режиссёра» и приз ФИПРЕССИ (Международной
федерации кинопрессы) на Венецианском кинофестивале. Картина повествует о
проблемах боснийской молодёжи 60-х гг. В 1985 г. Кустурица получил главную премию на МКФ
в Канне за драму о политических репрессиях в Югославии. В 1992 г. он снял
трагикомическую картину «Аризонская мечта» о приключениях молодого мечтателя
(в главной роли — Джонни Дэпп), а в 1995 г. — «Подполье» (Underground) — парадоксальную авторскую версию истории Югославии
второй половины XX в.
534
почти не обращались к
историческим событиям, поэтому вполне заслужили название «поколение без
памятников».
Интерес этого поколения
кинематографистов к повседневности воплощался в их работах по-разному —
здесь можно выделить два основных направления: прямое кино и условность. Оба
встречаются в творчестве Веры Хитиловой (родилась в 1929 г.), виднейшей представительницы
чешской «новой волны». В 1963
г. она поставила свой первый полнометражный фильм «О
чём-то ином». В нём две героини: одна — невымышленный персонаж, известная
гимнастка Эва Босакова; вся её жизнь заполнена бесконечными, изнурительными
тренировками. Другая героиня, Вера, придумана режиссёром. Это мещанка, занятая
только приобретением вещей и любовными приключениями. Героини фильма не
встречаются друг с другом, их сюжетные линии развиваются параллельно.
Хитилова не противопоставляет пустышку мещанку труженице гимнастке, давая
зрителю ощутить, что обеим многого не хватает для полноты существования. Предыдущая Следующая
|