Предыдущая Следующая
Сюжет о гимнастке — это и
есть прямое кино. Его представители не придумывали сюжеты, а изображали
реальных людей в подлинных обстоятельствах. Условность представляет следующий
фильм Хитиловой — «Маргаритки» (1966
г.). Здесь тоже две героини — не противоположные друг
другу, как в предыдущей картине, а, наоборот, психологически чрезвычайно
похожие. Действие «Маргариток» происходит в неведомой стране; героини
«веселятся» от души — издеваются над окружающими, дебоширят, устраивают
скандалы. Фильм заканчивается кадрами атомного взрыва —
Кадр из фильма «Маргаритки».
ИРЖИ МЕНЦЕЛЬ
Иржи
Менцель (родился в 1938 г.),
ещё один выдающийся художник чешской «новой волны», ставит фильмы преимущественно
о прошлом — давнем и недавнем. Он рассказывает о простых людях, в нормальную
жизнь которых вторглись исторические события, чтобы её исковеркать. Менцель
относится к этим вторжениям без драматизма. История страны у него скорее
смешна и абсурдна, чем страшна.
В
двадцать восемь лет режиссёр удостоился чести, которая многим художникам не
выпадает за всю жизнь: он получил премию «Оскар» за картину «Поезда под
пристальным наблюдением» (1966
г.). Действие происходит во время Второй мировой войны,
герой фильма — парень, только что окончивший школу. Он работает на
железнодорожной станции и присоединяется к подпольщикам. Но главным для него
оказывается не подпольная борьба, а те волнения, которые посещают всякого
молодого человека: стремление найти свою девушку, полюбить её, быть
счастливым. В финале герой погибает от случайной пули, однако фильм всё равно
оставляет светлое впечатление благодаря доброй усмешке, с которой режиссёр наблюдает
за жизнью своего героя.
В
1969 г.
Менцель закончил картину «Жаворонки на нитях»; фильм сразу же запретили, и он
увидел свет лишь в 1990 г.,
после падения коммунистического режима. «Жаворонки» — это двое влюблённых; на
пути их чувства возникают всё новые преграды, поскольку парень и девушка —
узники лагерей, где в начале 50-х гг.
Кадр
из фильма «Поезда под пристальным наблюдением».
коммунистическая
власть перевоспитывала «нетрудовой элемент». Менцелю не присущ обличительный
пафос, он любит своих героев и посмеивается над режимом. Естественно, фильм
очутился «на полке».
*Существование
чешской «новой волны» оказалось недолгим. В 1968 г. в Чехословакию
вошли советские войска, и правящий режим был устранён. Многие фильмы попали
под запрет; их авторов критиковали, заставляли отказываться от собственных
взглядов, им не давали работать. Хитилова замолчала на несколько лет, а когда
снова вышла на съёмочную площадку, её фильмы уже не достигали прежнего
уровня.
535
«ВЕНГЕРСКОЕ ЧУДО»
Венгерское
кино второй половины XX в. так или иначе, отразило катастрофы,
пережитые страной: Первая мировая война, революция 1918 г., Венгерская
советская республика (1919 г.),
правление диктатора Миклоша Хорти (1920—1944 гг.), Вторая мировая война,
восстание 1956 г.
против коммунистического режима. В 60-х гг. появилась целая плеяда кинематографистов,
фильмы которых получили название «венгерское чудо». Этих режиссёров
интересовала как история страны, так и её влияние на современность. Создатели
«венгерского чуда» получили множество наград на фестивалях. Главными
«чудотворцами» можно считать Миклоша Янчо, Андраша Ковача и Иштвана Сабо. Предыдущая Следующая
|