Предыдущая Следующая
Миклош
Янчо (родился в 1921 г.)
начинал как документалист и в течение 50-х гг. снял множество репортажей и
публицистических лент. В художественном кино он выработал условный стиль — его
фильмы напоминают балет. Декорации в них скупы: действие может происходить в
открытом поле, на необъятном пространстве, как в фильме «Любовь моя, Электра» (1975 г.). Режиссёр снимал
быстро и много. Все его картины примерно равны по своим достоинствам.
О
событиях прошлого в документалистской манере рассказывал Андраш Ковач (родился
в 1925 г.)
в самых значительных своих фильмах. В «Холодных днях» (1966 г.; в советском прокате
«Облава в январе») он воссоздал неприглядную страницу истории Венгрии —
массовый расстрел жителей сербского городка Нови-Сад в 1942 г., произведённый
венгерскими войсками, которые выступили на стороне фашистской Германии. В
другой картине — «Октябрьское воскресенье» (1979 г.) — Ковач с ещё
большей точностью воспроизвёл события одного дня — 15 октября 1944 г., когда правитель
страны — диктатор Хорти заявил о выходе Венгрии из войны, однако под
давлением Гитлера изменил своё решение. Через шесть лет режиссёр снял «Красную
графиню» — фильм о графе Михае Каройи (1875—1955), вожде революции 1918 г., первом президенте
страны (в начале 1919 г.)
после распада Австро-Венгерской монархии.
Иштван
Сабо (родился в 1938 г.)
тоже начинал в 60-х гг. Тогда им были сделаны картины «Пора мечтаний» (1965 г.), «Отец» (1966 г.) и «Любовный фильм»
(1970 г.)
— трилогия о ровеснике Сабо — Янчи Олахе, которого во всех трёх фильмах сыграл
известный венгерский актёр Андраш Балинт (родился в 1943 г.), создавший образ
шестидесятника.
В
70-х гг. Сабо снял вторую трилогию о Будапеште и его жителях. Трилогию 80-х —
«Мефисто» (1981 г.;
по роману Клауса Манна «Мефистофель»; в советском прокате «Мефистофель»),
«Полковник Редль» (1984 г.)
и «Хануссен» (1989 г.)
— считают наиболее значительной в творчестве Сабо, возможно, потому, что в
этой трилогии наиболее глубоко представлена история Венгрии первой половины XX в. Каждый фильм повествует о трагедии человека,
поверившего власти и растоптанного ею. Главную роль во всех трёх фильмах играет
замечательный австрийский актёр и режиссёр Клаус Мария Брандауэр (родился в 1944 г.). Герой «Мефисто»,
знаменитый актёр, остаётся в Германии после прихода фашистов к власти,
надеясь, что по-прежнему сможет творить, однако оказывается марионеткой в
руках крупного нациста. Полковник Редль не вымышленная фигура; он был офицером
Генерального штаба австрийской императорской армии, которого разоблачили перед
Первой мировой войной как русского шпиона. Всем сердцем преданный монархии,
Редль выступает против неё, когда убеждается, что она в лице эрцгерцога
Фердинанда предала его. В третьей картине Хануссен после ранения на фронтах
Первой мировой войны обретает дар ясновидения и предсказывает приход Гитлера к
власти. Фашисты используют его дар как своеобразную рекламу, после чего
расправляются с предсказателем.
Предыдущая Следующая
|