Предыдущая Следующая
Эмблема
ежегодного национального кинофорума в Будапеште.
Кадр
из фильма «Без надежды». Режиссёр М. Янчо. 1966 г.
Иштван
Сабо (слева) и
Клаус Мария Брандауэр на церемонии вручения премии «Оскар» за фильм «Мефисто» (1981 г.).
536
Кадр из фильма «Любовные
похождения блондинки». Картина основана на реальных событиях.
к столь разрушительным
последствиям могут привести цинизм и агрессивность, воплощённые героинями.
Иначе сложилась судьба
другого режиссёра чешской «новой волны» — Милоша Формана (родился в 1932 г.). В своих картинах
он соединял фарс, комедию, жёсткий реализм и некоторые принципы режиссёров
французской «новой волны», чтобы показать пороки коммунистического режима.
Форман начал с документальных короткометражных лент. Его первый большой фильм
«Чёрный Пётр» (1964 г.),
рассказывающий о начале самостоятельной жизни молодого парня, сыгран
непрофессиональными исполнителями и полностью выдержан в духе прямого кино.
Следующий фильм режиссёра
— «Любовные похождения блондинки» (1965 г.) — уже преодолевает прямое кино цельностью
и единым настроением: в нём с тёплой иронией и печалью рассказывается о
девушке с текстильной фабрики. Форман уходил от прямого кино, но условность,
как у Хитиловой, его не привлекала. Последняя чешская картина режиссёра —
«Горит, моя барышня» (более известное название «Бал пожарных», 1967 г.), хотя и сыграна
непрофессиональными актёрами, трагикомична по стилю и духу, на что не
отваживалось прямое кино. Действие фильма разворачивается в течение одного
вечера во время ежегодного бала пожарников. Всё на нём не клеится: куда-то пропадают
призы лотереи; девушки прячутся от комиссии, отбирающей кандидаток на звание
королевы бала; в довершение к этим неприятностям начинается пожар и сгорает
дом уважаемого горожанина.
Когда Чехословакия была занята
советскими войсками, Форман находился за границей. На родину он уже не
вернулся. С 1967 г.
Форман живёт и работает в США, где стал одним из ведущих режиссёров. Работая в
Голливуде, он удостоился многочисленных «Оскаров» за фильмы «Кто-то пролетел над
гнездом кукушки» (1975 г.;
по роману Кена Кизи о доме умалишённых; в советском прокате «Полёт над
гнездом кукушки») и «Амадей» (1984
г.; о жизни Вольфганга Амадея Моцарта).
Милош Форман.
Противостояние Луизы Флетчер и
Джека Николсона в фильме «Полёт нал гнездом кукушки».
Том Хальс — Вольфганг Амадей
Моцарт в фильме «Амадей».
*В чешском языке речевой
оборот «чёрный Пётр» означает «недотёпа».
537
Чешская «новая волна»
просуществовала недолго — всего пять-шесть лет, однако благодаря любви к простому
человеку навсегда вошла в историю мирового кино.
Реалистические методы
«новых волн» усилили воздействие картин с политической подоплёкой на зрителей
многих стран мира. Они показали публике, что кино может не только развлекать,
но и пропагандировать различные идеи, давать информацию без помощи целостного
сюжета, гигантских декораций и звёзд кинематографа.
АМЕРИКАНСКОЕ
КИНО НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН Предыдущая Следующая
|