Предыдущая Следующая
Из
этой нехитрой истории режиссёр Михаил Калатозов сделал шедевр. Успех картины
как нельзя лучше подтверждает тот факт, что кино — искусство коллективное.
Именно сочетание глубочайшего психологизма актёров, неожиданных ракурсов
съёмки, новых приёмов в режиссуре обеспечили фильму оглушительный успех.
Картина «Летят журавли» получила множество призов на различных кинофестивалях
всего мира, в том числе она произвела фурор на престижнейшем Каннском
кинофестивале 1958 г.
и заслуженно была награждена главным призом — «Золотой
пальмовой
ветвью». Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова получила специальный
диплом, а оператор Сергей Урусевский — приз Высшей технической комиссии
Франции.
Татьяна
Самойлова (справа) в
фильме «Летят журавли».
547
Жанна Прохоренко и Владимир
Ивашов в фильме
«Баллада о солдате». Режиссёр Г.
Чухрай. 1959 г.
Кадр из фильма «Мне двадцать лет»
Николая Рыбникова
влюбляется в учительницу вечерней школы. Однако различие в их социальном положении
заставляет героя повышать уровень образования, а учительницу —- более
уважительно относиться к труду простого рабочего. На нелёгкие поиски своего
места в жизни отправляется герой Вячеслава Тихонова в картине С. Ростоцкого
«Дело было в Пенькове» (1958
г.). Противоречивым, задиристым, но вместе с тем добрым
и порядочным предстаёт перед зрителями герой Л. Куравлева Пашка Колокольников
в фильме В. Шукшина «Живёт такой парень» (1964 г.). Юный Никита
Михалков решает вопрос «кем быть, каким быть» в кинокартине «Я шагаю по
Москве» (1964 г.)
Г. Данелия.
Снятый в 1965 г. фильм М. Хуциева по
сценарию Геннадия Шпаликова и М. Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава
Ильича»), получивший множество призов, упоминается чаще других. И это не
случайно, поскольку он концентрировал настроения и проблемы молодёжи в период
«оттепели», выражал идеи революционного романтизма. Название — «Застава
Ильича» — воплощает верность романтическим идеалам революции. Кроме того,
картина необычна по своей структуре: она сочетает в себе игровое и
документальное начала. Одна из самых известных сцен — вечер поэзии в
Политехническом музее, где выступали молодые поэты: Е. Евтушенко, Б.
Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Окуджава. В этом эпизоде
герои фильма — простые зрители. Сцена вносила дополнительное понимание того
времени, когда споры «лириков» и «физиков» обнажали нерв общественной жизни и,
по сути, сводились к спору романтиков и прагматиков. Заявленный в картине
своеобразный поэтический почерк М. Хуциев перенёс и в свой следующий фильм
«Июльский дождь» (1967 г.).
Художников периода
«оттепели» привлекала не только тема современности. Появился огромный интерес
к русской классике. Среди самых за-
Афиша
фильма «Гамлет».
Один
из организаторов ФЭКСа, активный сторонник театрального и киноавангарда
20—30-х гг., Г. Козинцев эпоху «малокартинья» переживал очень остро. Он снял
два биографических фильма («Пирогов», 1947 г, и «Белинский», 1953 г.), в театре поставил
несколько шекспировских пьес. Вернувшись в кинематограф, режиссёр занялся экранизацией
мировой классики. Его фильмы по шекспировским пьесам «Гамлет» и «Король Лир»
многие критики считают не превзойдёнными до сих пор. Предыдущая Следующая
|