Предыдущая Следующая
548
метных экранизаций —
фильмы по рассказам А.П. Чехова — «Попрыгунья» (1955 г., режиссёр С.
Самсонов) и «Дама с собачкой» (1960
г., режиссёр И. Хейфиц), романам Ф.М. Достоевского —
«Идиот» (1958 г.)
и «Братья Карамазовы» (1969
г.) И. Пырьева, «Преступление и наказание» (1970 г.) Л. Кулиджанова. По
мотивам произведений М. Коцюбинского «Тени забытых предков» в 1965 г. была сделана
одноимённая картина Сергея Иосифовича Параджанова (1924— 1990). Она положила
начало школе украинского поэтического кино, фильмы которой имели большой резонанс
в мире. Не остались без внимания и шедевры мировой литературы: С. Юткевич
поставил фильм «Отелло» (1956
г.), а Г. Козинцев — картины «Дон Кихот» (1957 г.) и «Гамлет» (1964 г.). Масштабная историческая
фреска Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1966 г.) по-новому
интерпретировала роль личности в истории. Человеку и художнику отводилось более
привилегированное место, чем это было принято раньше. Фильм вышел только в 1971 г. Большой резонанс
вызвала экранизация в 1966—1967 гг. С. Бондарчуком романа Л.Н. Толстого «Война
и мир». Эпический размах, многотысячные массовки и монументальные батальные
сцены не помешали передать тончайшие движения души героев Толстого.
Пополнилось число фильмов
на историко-революционную тему. Режиссёрская интонация постепенно менялась. В
«оттепельных» фильмах «Павел Корчагин» (1957 г., режиссёры А. Алов и В. Наумов) и
«Коммунист» (1958 г.,
режиссёр Ю. Райзман) главенствовала героическая патетика. События революции и
Гражданской войны были представлены с бескомпромиссной однозначностью:
«красные» погибали, но не сдавались, «белые» не вызывали никакого сочувствия.
Однако к концу 60-х гг. понемногу начало складываться ощущение, что революция
и Гражданская война — это общенациональная трагедия, а победа определённой
стороны вовсе не является безусловным благом. Первая такая картина — «В огне
брода нет» (1968 г.)
— родилась при сотрудничестве маститого драматурга Евгения Габриловича и
режиссёра-дебютанта Глеба Панфилова.
Комедии постепенно
становились лиричнее, смех — непосредственнее, оптимизм — искреннее. Три комедии:
«Верные друзья» (1954 г.,
режиссёр М. Калатозов), «Солдат Иван Бровкин» (1955 г., режиссёр И. Лукинский)
и «Девчата» (1962 г.,
режиссёр Ю. Чулюкин) — пользовались всенародным успехом. В художественные
фильмы вплеталась и изрядная доля сатиры. Эльдар Рязанов в своих комедиях
тяготел к социальному гротеску и едкой сатире. Молодых романтиков-идеалистов
он противопоставлял бюрократам, хапугам и тунеядцам, продолжая сатирическую
линию комедии 30-х гг. «Карнавальная ночь» (1956 г.) и «Берегись
автомобиля» (1966 г.)
вошли в золотой фонд отечественного кино. Рязанов в основном ориентировался
на интеллигентную публику, которая была крайне внимательна к недостаткам и
оплошностям правящего режима. Именно в этой среде Рязанов находил самых
благодарных зрителей.
Юмор Леонида Гайдая более
демократичен. Эксцентрика его короткометражек — «Пёс Барбос и необычайный
кросс» (1961 г.)
и «Самогонщики» (1962 г.)
— отсылает к немой комической американца Мака Сеннетта, коронным приёмом которого
была безумная, плохо мотивированная погоня. Гайдай — сатирик. Но в отличие от
Рязанова сатира Предыдущая Следующая
|