Предыдущая Следующая
Юрий Яковлев в фильме «Иван
Васильевич меняет профессию». Режиссёр Л. Гайдай. 1973 г.
Афиша фильма «Павел Корчагин»
549
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Один
из самых необычных и талантливых режиссёров мирового кинематографа — Андрей
Арсеньевич Тарковский (1932—1986). Однако практически все его фильмы прошли
через запреты и трудности на пути к зрителю. Пик творчества Тарковского
пришёлся на 70-е гг. К этому времени он уже получил главный приз
Международного кинофестиваля в Венеции за фильм «Иваново детство» (1962 г.; история о судьбе мальчика,
который страстно желает отомстить фашистам за счастье, отнятое войной).
Режиссёру достался и приз Международной федерации кинопрессы — ФИПРЕССИ (фр.
Federation international de la presse cinematographique — FIPRESSI) на
Каннском кинофестивале 1969 г.
за картину «Андрей Рублёв» (1966
г., авторы сценария А.Тарковский и А.
Михалков-Кончаловский) — философское произведение о праведной жизни русского
иконописца на фоне княжеских междоусобиц и монгольских набегов начала XV в.
В
1972 г.
появилась картина «Солярис» (по мотивам романа польского писателя-фантаста
Станислава Лема), снятая, как и две предыдущие, оператором Вадимом Юсовым.
Действие фильма происходит на космической научной станции, вблизи таинственной
планеты Мыслящий Океан, которая хранит в памяти все поступки и мысли героев.
Эта картина — размышление о психологии, памяти и нравственности человека.
«Солярис» стал, пожалуй, единственным фильмом Тарковского, который не пытались
«замалчивать». Участие в Каннском фестивале 1972 г. принесло режиссёру
«Серебряную пальмовую ветвь» и специальный приз Экуменического жюри. Однако
уже к следующей его картине — «Зеркало» (1975 г.) — государственные
цензоры проявили пристальное внимание. В результате на экраны она вышла лишь
пять лет спустя. Фильм пронизан автобиографическими воспоминаниями, которыми
режиссёр наделил своего героя Алексея. Роль матери в пожилом возрасте исполнила
Мария Вишнякова — мать режиссёра, а стихи за кадром читает его отец — поэт
Арсений Тарковский. Так что название «Зеркало», являясь чем-то вроде исповеди,
как нельзя лучше отразило суть фильма.
В
1980 г.,
в год выхода на экраны «Зеркала», Тарковский закончил снимать картину
«Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это рассказ
о таинственной Зоне, оставленной на Земле пришельцами из космоса и притягивающей
внимание любопытных. Самые отважные проникают туда с помощью проводников —
сталкеров. Тарковский вновь использует фантастический сюжет — на этот раз о
Зоне и находящейся в ней комнате, в которой может исполниться любое желание.
Пройдя сложный путь и добравшись до вожделенной комнаты, герои «Сталкера» не
решаются переступить её порог. За время путешествия у них появилось достаточно
оснований для того, чтобы усомниться в чистоте своих помыслов.
Было
выпушено ограниченное количество копий и «Зеркала», и «Сталкера», новые
замыслы режиссёра не находили поддержки, и в 1982 г. Тарковский, находясь
в Италии на съёмках «Ностальгии», решил остаться на Западе. В любой
европейской стране считали за честь предоставить режиссёру все условия для
работы. В Лондоне в театре «Ковент-Гарден» в 1983 г. он поставил оперный
спектакль «Борис Годунов», в Италии в том же году снял «Ностальгию» (фильм получил
Большой приз «За творчество», призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри), в Швеции —
«Жертвоприношение» (1986 г.). Предыдущая Следующая
|