Предыдущая Следующая
Лукино Висконти
(настоящая фамилия Висконти ди Модроне; 1906—1976) также был одним из
основоположников неореализма («Одержимость», 1942 г.; «Земля дрожит», 1948 г.; «Самая красивая», 1951 г.). Представитель
аристократического рода, человек утончённой культуры, он сделал предметом
своего искусства жизнь низших слоёв общества.
В фильмах, поставленных
режиссёром в более поздний период, центральное место заняла тема гибели
старой культуры, уход в небытие её последних представителей.
Таков старый князь
Фабрицио ди Салина в фильме «Леопард» (1962 г.), поставленном по одноимённому роману
Джузеппе Томази ди Лампедузы. Князь Фабрицио чувствует, что близится к концу
не только его жизнь, но и жизнь класса, к которому он принадлежит. Понимая, что
на смену идут мелкие людишки с меркантильными страстями, герой находит
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
в фильме Дино Ризи «Жена священника» (1971 г.) —
развлекательном «коктейле» из комедии и драмы.
В начале карьеры Софи Лорен
снималась в эпизодических ролях в фольклорных фильмах, но вскоре стала звездой,
символом итальянского кино и женской красоты. В 1963 г. Лорен снялась в
комедии Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра». Здесь она впервые
встретилась с Марчелло Мастроянни, с которым сыграла во многих фильмах Де Сики.
Самый известный — «Брак по-итальянски» (1964 г.).
564
пёстрый мир паоло пазолини
Пьер
Паоло Пазолини (1922—1975) — режиссёр, писатель, поэт, философ и сценарист.
Первые фильмы — «Аккатоне» и «Мама Рома» (оба 1962 г.). С неореализмом эти
фильмы роднит печальная интонация в изображении жизни и выбор главных героев —
бедняков. Только у Пазолини это не просто работящие люди, а бездомные, мелкие
воришки, проститутки.
«Евангелие
от Матфея» считается одним из программных фильмов движения молодого
итальянского кино. Оно возникло во второй половине 60-х гг. как отражение
волны молодёжного протеста в Америке и Европе против старшего поколения и
буржуазного общества.
Одни
из последних картин Пазолини — «трилогия жизни»: «Декамерон» (1970 г.), «Кентерберийские
рассказы» (1972 г.)
и «Цветок тысячи и одной ночи» (1974
г.) — живописные авторские фрески о людях, их
пристрастиях, пороках, характерах и инстинктах.
Пазолини
(в центре) на
съёмках фильма «Евангелие от Матфея».
в себе силы, не теряя
достоинства, дать дорогу неизбежному. Уходя в небытие, он благословляет
молодость и жизнь — какими бы они ни были.
«Леопард» — масштабный и
зрелищный фильм. Своей красотой он вызывает одновременно и восхищение, и
горькое чувство, что эта красота обречена.
В своих поздних картинах
(«Гибель богов», 1969 г.;
«Смерть в Венеции», 1971 г.;
«Людвиг», 1972 г.;
«Семейный портрет в интерьере», 1974
г.) Висконти показал умирание — человека, семьи,
класса, культуры, эпохи. Он решительно отверг успокоительные иллюзии, и это
придало его произведениям сумрачное величие.
Бернардо Бертолуччи
(родился в 1941 г.)
принадлежит к более молодому поколению. Сын известного поэта и кинокритика
Аттилио Бертолуччи, Бернардо вырос в благополучной среде, получил прекрасное
образование, но жизнь окружения считал глубоко порочной. Бертолуччи бунтовал
своей против среды, но не находил сил порвать с ней. Этот конфликт и стал
главной темой его фильмов. Огромное впечатление на зрителей произвела в своё
время картина «Конформист» (1970
г.; по произведениям Альберто Моравиа) с Жаном Луи
Трентиньяном в главной роли. Слово «конформист» Предыдущая Следующая
|