Предыдущая Следующая
Фильмы фон Триера «Идиоты»
(1998 г.)
и «Танцующая в темноте»
Аста Нильсен (автопортрет).
Звезда немого кино. Французский критик и поэт Гийом Аполлинер написал об
актрисе: «Она — всё! Она — видение пьяницы и мечта одинокого. Она смеётся,
словно юная девушка, так беззаботно и счастливо, а в её глазах видится нечто,
что никогда не обретёт выражения в словах, слетевших с её губ...».
577
«ДОГМА-95»
В
1998 г.
на Каннском кинофестивале произошло важное событие. Группа датских
кинематографистов во главе с фон Триером обнародовала манифест «Догма-95».
Авторы «Догмы» утверждали, что применение современных технологий и,
соответственно, усложнение формы привели кинематограф в тупик. Чтобы выйти из
него, необходимо вернуть сюжетам, актёрской игре и способам съёмки наивность,
естественность, простоту и незамысловатость первых фильмов.
Датские
режиссёры решили освободить кино от диктата технологии, «выжать правду из
персонажей и обстоятельств». Авторы манифеста обязались снимать только ручной
камерой и только на натуре, не использовать павильонов, реквизита или
бутафории, отказаться от музыки и комбинированных съёмок и, наконец, не ставить
в титрах имени режиссёра. Кинематографисты, подписавшие этот документ, остаются
верны выбранному пути, однако в частностях могут отступить от жёстких правил.
Виктор Шёстрём и Биби Андерсон в
фильме «Земляничная поляна».
Кадр из фильма «Осенняя соната».
Режиссёр И. Бергман. 1978 г.
(2000 г.) можно назвать
образцами следования канонам «Догмы-95». Персонажи «Идиотов», нормальные
молодые люди, притворяются дебилами, учатся игнорировать законы общества —
иными словами, отказываются быть здоровыми и преуспевающими. И по мере того
как они вживаются в роль, становится ясно, что на самом деле герои — больные,
несчастные, неуверенные в себе люди.
Близка по духу фильмам
фон Триера лента «Последняя песня Мифуне» (1999 г.) режиссёра Сёрена
Краг-Якобсена (родился в 1947
г.). Герой картины — молодой преуспевающий бизнесмен.
Он оставляет молодую жену и отправляется в родные места, где живёт его
сумасшедший брат. Неожиданно для себя герой обнаруживает, что только там
можно жить без лжи и фальши, ставших сутью городской цивилизации.
Значительный вклад в
развитие искусства экрана внесла Швеция. В эпоху немого кино режиссёры Виктор
Шёстрём (1879—1960) и Мориц Стиллер (1883—1928) основали шведскую школу кино. В
своих фильмах они обращались к шведской классической литературе и фольклору.
Особую атмосферу в их фильмах создавали картины природы.
Швеция — родина одного из
выдающихся режиссёров мирового кинематографа — Ингмара Бергмана (родился в 1918 г.). Каждая работа
этого мастера — эксперимент, поиск новых тем, выразительных средств, моделей
построения произведения. Фильмы «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» (оба 1957 г.) — это размышления о
смысле жизни, о любви и доброте; в лентах «Час волка», «Стыд» (обе 1968 г.) и «Змеиное яйцо» (1977 г.) автор защищает
духовные ценности человечества перед лицом войны. «Страсть» (1969 г.) и «Причастие» (1962 г.) — трагическое
исследование страдания; «Молчание» (1963 г.) и «Персона» (1966 г.) — попытка
проникнуть в мир души разобщённых людей. Почерк режиссёра нельзя спутать ни с
чьим другим, все его фильмы узна- Предыдущая Следующая
|