Предыдущая Следующая
578
ваемы. Бергман часто
говорит о том, что искусство отражает пережитки отношения к миру ребёнка. Так,
мир детских впечатлений ожил в самой гармоничной картине режиссёра — «Фанни и
Александр» (1982 г.).
Этот фильм — протест
против лицемерных моральных догм.
Бергман воспитал немало
замечательных актёров, в частности Макса фон Сюдова, Лив Ульман (стала
режиссёром), Ингрид Тулин, Биби
ПРОРЫВ ФИНСКОГО КИНО
Кино
Финляндии родилось в один год с российским (1907 г.), но восемьдесят лет
оставалось почти неизвестным. Финны с удовольствием смотрели отечественные
картины, но за границу эти ленты попадали редко. Исключением стал фильм «Белый
олень» режиссёра Э. Бломберга. Картина, поставленная по мотивам лапландской
легенды, получила в 1953 г.
приз Каннского кинофестиваля «За лучший сказочный фильм».
Финские
кинематографисты сотрудничали с советскими. Так, в 1980 г. Л. Гайдай вместе с
Р. Орко снял советско-финскую комедию «За спичками». Советские актёры —
Евгений Леонов, Георгий Вицин, Вячеслав Невинный — играли финских крестьян. Их
герои — безалаберные, хитроватые, но добрые и беззлобные — были похожих на наших,
русских.
Аки
Каурисмяки.
Кадр
из фильма «Юха». Первая киноверсия романа была сделана в 1920 г. знаменитым Морисом
Стиллером. Сделать немую чёрно-белую картину по роману Ахо было заветной мечтой
А. Каурисмяки.
В
«моду» финское кино вошло благодаря братьям Каурисмяки — Мике (родился в 1955 г.) и Аки (родился в 1957 г.). Каурисмяки создали
собственную фирму «Вильальфа» и начали снимать фильмы. После первых лент с
характерными названиями — «Лжец» (1980 г.) и «Никчёмные» (1981 г.) — пути братьев разошлись.
Мика Каурисмяки стал «гражданином мира»: он работал в Южной и Северной Америке,
Швеции, Италии. Самый значительный его фильм — «Зомби и Поезд-призрак» (1991 г.) рассказывает о
поисках места человека в жизни.
Младший
Каурисмяки отличается большей художественной дерзостью. Он экранизирует
классику (ему принадлежит фильм «Преступление и наказание», 1983 г.; по роману Ф.М. Достоевского),
снимает «пролетарские» картины («Девушка со спичечной фабрики», 1990 г.), музыкальные клипы.
Режиссёр использует приёмы любимых европейских режиссёров. Фильмы Аки
Каурисмяки «„Ленинградские ковбои" едут в Америку» (1989 г.) и «Береги свою
косынку, Татьяна!» (1994 г.)
— пьянящий коктейль вымысла и подлинной реальности, смешение национальных
традиций, поэзии и грубых шуток,
танго
и рок-н-ролла. Мелодрама «Юха» (1999
г.) — экранизация романа финского писателя Юхани Ахо.
Режиссёр сначала хотел сделать звуковой фильм, но затем решил вернуться к
временам немого кино. Каурисмяки несколько модернизировал историю хуторянки
Марии, которую соблазнил городской пижон. Режиссёр по-своему рассказал о
вторжении городской цивилизации в жизнь крестьян. Финальная сцена — смерть Юхи
(мужа Марии) на городской свалке, а не в порожистой реке, как в романе, стала
метафорой неизбежного исчезновения патриархального уклада. Предыдущая Следующая
|