|
Новое
поколение финских режиссёров работает в разных жанрах. Наиболее интересные
картины последних лет — военный эпос «Дорога на Рукаярки» ( Кадр
из фильма «Береги свою косынку, Татьяна!». 579 Макс фон Сюдов (справа) в
фильме «Седьмая печать». Андерсон. Оператором большинства фильмов Бергмана был Свен Нюквист (этот оператор работал и с российским режиссёром Андреем Тарковским, снимавшим в Швеции «Жертвоприношение»). Яркую страницу в историю
шведского кино вписал режиссёр Бу Видерберг (1930—1998), начинавший как
оппонент Бергмана. Он называл великого мастера режиссёром старых легенд,
лёгкой мистики и шведской экзотики. Сам Видерберг снимал ручной камерой
«шведские фильмы в спецовке». В 60-х гг. его историческая трилогия о рабочем
классе («Вороний квартал», Однако последняя картина
режиссёра — «Всё по справедливости» ( Ингрид Бергман в заглавной роли в
фильме «Жанна д'Арк». Режиссёр Виктор Флеминг. КИНО ЯПОНИИ В Действительно, раннее кино Японии не изобретало каких-то особых приёмов. Сами японцы не считали его серьёзным искусством, сопоставимым с театром или живописью. Кино было, прежде всего, развлечением для народа. В нём использовались либо исторические сюжеты (такие фильмы назывались дзидайгжи), либо случаи из современной жизни (гэндайгэки). Раннее японское кино опиралось на театральную традицию — первые фильмы воспроизводили истории, сочинённые для театра кабуки. При этом важно помнить об отличии японского театра от европейского: сцены очень продол- 580 жительны, неторопливы, актёры достигают высокой степени свободы, зритель настраивается на длительное внимательное созерцание. Ранние фильмы Японии были столь же продолжительными и медлительными, как и национальное театральное действо. Оно оказалось менее динамичным, чем западное. Однако до сих пор японские немые фильмы удивляют естественностью поведения актёров на экране. Это было редкостью, как для европейского, так и для американского кино раннего периода. Уже в 20-х гг. в Японии появились режиссёры, которые открыли новые изобразительные возможности кино, не боялись экспериментировать и выработали оригинальный творческий стиль. |