Предыдущая Следующая
В качестве сюжетной
основы симфонии с солирующим альтом «Гарольд в Италии» (1834 г.) композитор
использовал поэму Джорджа Гордона Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».
Однако сочинение Берлиоза не иллюстрирует конкретные эпизоды поэмы — оно рисует
картины итальянской жизни: «Марш пилигримов, поющих вечернюю молитву» (вторая
часть), «Серенада горца из Абруцци своей возлюбленной» (третья часть), «Оргия
разбойников. Воспоминания о предшествующих сценах» (финал).
Признания у слушателей
симфония не получила. Причина тому — и сложность музыки, и использование в
качестве солирующего инструмента альта, игра на котором считалась в то время
уделом неудачливых скрипачей.
В 1839 г. в Париже состоялась
премьера драматической симфонии с солистами и хором «Ромео и Джульетта» (по
мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). Исполнительский состав
заставляет вспомнить Девятую симфонию Бетховена. Но немецкий композитор
использует солистов и хор лишь в финале, Берлиоз же — на протяжении всего
произведения. Симфония по продолжительности звучания превосходит всё созданное
до неё в этом жанре.
В 1840 г. Берлиоз написал
«Траурно-триумфальную симфонию», предназначенную для исполнения на открытом
воздухе (в составе оркестра лишь духовые инструменты). В произведении три
части: «Траурное шествие», «Надгробная речь» и «Апофеоз» («Слава павшим
героям»). Симфония посвящена памяти жертв Июльской революции 1830 г. Первым исполнением
руководил сам Берлиоз: он шёл по Парижу впереди оркестра и дирижировал саблей.
Шествие было приурочено к церемонии перенесения праха жертв революции и
освящению колонны их памяти.
Одно из интересных
произведений 40-х гг. — драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.; по мотивам трагедии
Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»). Образ главного героя композитор трактует в
роман-
Генриетт Смитсон.
Ромео и Джульетта. Художник Э.
Делакруа.
*Июльская революция 1830 г. во Франции привела к
свержению короля Карла X
и установлению так называемой Июльской монархии — периоду правления короля Луи
Филиппа (1830— 1848 гг.).
80
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ»
Первое
зрелое сочинение Берлиоза, в котором сложились основные черты его стиля, —
«Фантастическая симфония, или Эпизод из жизни артиста» (1830 г.). Произведение
состоит из пяти частей, что для музыки того времени являлось новшеством.
Берлиоз руководствовался не традициями жанра, а конкретным сюжетом собственного
произведения. К каждой части композитор написал специальное
пояснение-программу.
Музыкальный
стержень симфонии — тема возлюбленной, которая становится лейтмотивом. Лейтмотив
(нем. Leitmotiv — «ведущий мотив») — это музыкальная фраза или тема,
появляющаяся в нескольких (иногда во всех) частях произведения как
характеристика какого-либо персонажа, предмета, чувства или идеи. Тема
возлюбленной звучит в каждой части симфонии, но в зависимости от отношения героя
к любимой изменяется.
В
первой части — «Мечтания. Страсти» — тема возлюбленной становится главной.
Музыка рисует светлый и нежный образ. Вторая часть — «Бал». Картину бала
создаёт тема вальса, которую исполняют струнные инструменты. Особое изящество
звучания достигается благодаря аккомпанементу двух арф (впервые введены в
состав оркестра именно Берлиозом) и отсутствию фаготов и труб. Когда на балу
появляется возлюбленная, вступают деревянные духовые — возникает тема
возлюбленной (написана в ритме вальса). На короткое время она приковывает к
себе внимание слушателя, но вскоре вновь возвращается мелодия вальса. Предыдущая Следующая
|