|
Третью
часть — «Сцена в полях» — можно назвать музыкальным пейзажем. Переклички
пастушеских рожков (в оркестре их изображают гобой и английский рожок), пение
птиц, картина умиротворённой природы — всё это противопоставлено подавленному
состоянию героя, предчувствующего измену возлюбленной. Её тема звучит уже
иначе, словно подчёркивается независимость от первоначальной мелодии.
Напряжение нагнетает и мрачный аккомпанемент струнных и духовых в низком
регистре (виолончели, контрабасы, фаготы). Четвёртая
часть — «Шествие на казнь». Герою снится, что он убил возлюбленную, осуждён на
смерть и его ведут на казнь. Медные духовые (тромбоны, трубы) и зловещий грохот
ударных (литавры, большой барабан, тарелки) подготавливают появление темы
траурного марша. Вслед за ней возникает вторая тема. Она звучит торжественно, и
эта торжественность подчёркивает неотвратимость событий. Момент казни
композитор изображает одновременным мощным «ударом» всего оркестра. Пятая
часть — «Сон в ночь шабаша». В воображении героя его похороны превращаются в
шабаш нечистой силы. Таинственность, разгул потусторонних сил Берлиоз выражает
то тяжёлым гулом контрабасов, то причудливыми гармониями, то свистящими и
пищащими зовами деревянных духовых, то неожиданными сочетаниями тембров. В
музыкальном вихре буквально проносится мотив возлюбленной (кларнет и
флейта-пикколо). Но это уже не светлый и чистый образ из первой части. Музыка
звучит теперь почти непристойно, вульгарно. Раздаются двенадцать ударов
колокола, и вступает тема «День гнева» (лат. Dies irae) из заупокойной мессы. Вначале
она звучит традиционно, но затем меняется — автор словно пародирует церковный
жанр. «Фантастическая
симфония» Берлиоза стала первой романтической программной симфонией. Она
отразила настроения новой эпохи. Автор показал одиночество художника, его
внутренний мир, жизнь, в которой переплетены счастье и страдание. Шабаш.
Художник Ф. X. де Гойя. тическом духе. Фауст всецело
подчиняется власти Мефистофеля и ввергается в преисподнюю вместе с ним.
Сочинение содержит арии, речитативы, хоры, ансамбли. Премьера состоялась в
Париже в В последний период
творчества композитор обратился к религиозным и мифологическим сюжетам. Он
написал ораторию «Детство Христа» ( 81 НИККОЛО ПАГАНИНИ (1 782—1 840) Итальянский
скрипач и композитор Никколо Паганини родился в Генуе в семье мелкого торговца.
Он рано научился играть на мандолине и скрипке и уже в одиннадцать лет дал свой
первый концерт в родном городе. В 1801— 1807 гг. Паганини написал сложнейшие по
технике исполнения двадцать четыре каприса для скрипки соло. Каприсом (от фр. caprice— «прихоть», «каприз») называют
разновидность этюда. (Эти сочинения и сейчас входят в репертуар выдающихся
скрипачей.) К тому же времени относятся сонаты для скрипки и гитары, камерные
ансамбли. Позже появились шесть концертов для скрипки с оркестром (1815—1830
гг.). В свои пьесы Паганини ввёл новые, очень сложные технические приёмы.
Однако виртуозность была для него не самоцелью, а средством выражения нового
(романтического) содержания, необычных фантазий, настроений и переживаний
художника. |