|
С приходом к власти Гитлера Гауптман оказался вместе с теми немногими художниками, которые остались на родине. Произведения, написанные им в последний период творчества, были, по словам Томаса Манна, «не что иное, как бегство из мёртвой немоты гитлеровского ада». Высшее достижение немецкого театра XX в. — творчество Бертольта Брехта (1898—1956). Драматург и режиссёр, Брехт создал теорию эпического театра, одну из основополагающих театральных систем столетия. Главной задачей театра Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания. По мысли драматур- МАСТЕР РЕЖИССУРЫ Тридцать
лет истории немецкого театра связаны с творчеством Макса Рейнхардта (1873—1943)
— актёра, режиссёра, основателя новых театров. Спектакли Рейнхардта — это
примеры грандиозных возможностей театрального искусства, волшебства сцены. В
своих работах режиссёр сочетал различные стили и манеры, его собственный почерк
проявлялся в красочности, изобретательности мизансцен, необузданности фантазии.
Рейнхардт экспериментировал с театральными приёмами и формами разных эпох.
Спектакли мастера напоминали одновременно импровизацию комедии масок и
причудливый стиль барокко. Казалось, вдохновение не покидало Рейнхардта. Он любил работать, и работал много, иногда готовил спектакль меньше чем за неделю. В «Дойчес-театре», которым режиссёр руководил в течение двадцати пяти лет, появлялось пятнадцать, а то и двадцать премьер за сезон — это была норма. Рейнхардт ставил спектакли на разных площадках, иногда и в не театральных помещениях — изо дня в день он творил праздник театра на городских площадях, в цирке, в залах замков и дворцов. Он успевал работать и за пределами Германии — в Англии и Италии. В истории театра XX столетия Макс Рейнхардт стал одним из немногих режиссёров, у которых не было не только провалов, но и просто неудач. Он восхищался актёрами и самой идеей лицедейства, и каждая постановка Рейнхардта представляла собой торжество режиссуры театра. 328 Агнес Зорма в роли Дездемоны в
спектакле «Отелло». «Дойчес-театр», Берлин. 80-е гг. XIX в. Людвиг Барнай — актёр, прославившийся в трагедиях Шиллера и Шекспира. Александр (Сандро)
Моисси в роли Гамлета. «Дойчес-театр», Берлин. га, традиционный театр, заставляя человека сопереживать, порабощал его иллюзией правдоподобия, не давал возможности увидеть происходящее как бы со стороны. Такой театр Брехт называл «драматическим» или «аристотелевским». Аристотелевский театр — это действие, которое каждый раз происходит словно впервые, и публика становится его невольным свидетелем, эмоционально целиком погружается в события. Эпический театр — рассказ о событиях, уже когда-то происходивших. Такой театр обращается не к эмоциям, а к разуму людей, позволяет спокойно анализировать пьесу; анализ же влечёт за собой поиски выхода из ситуации, в которой находятся герои. Знакомое, предстающее незнакомым, стимулирует, как считал драматург, критическую позицию и побуждает зрителя к действию — это и есть проявление эффекта отчуждения (см. дополнительный очерк «Игра со словами»). В результате воспитывается активная жизненная позиция, ведь только размышляющий и находящийся в поиске человек может, по Брехту, включиться в работу по изменению мира. |