Предыдущая Следующая
30-е годы оказались для
Немировича-Данченко нелёгкими — фактически, он в одиночку руководил театром и
был действующим режиссёром. Но эти годы стали и периодом расцвета.
Завершилось десятилетие
подлинным триумфом Немировича-режиссёра. В 1940 г. на сцене его театра
состоялась премьера чеховских «Трёх сестёр». Немирович-Данченко решил отбросить
все штампы и посмотреть на произведение драматурга по-новому, глубоко проникая
в суть его творчества, но и ощущая дистанцию времени. Создатель спектакля
говорил, что Чехов, бесспорно, стал «вечным автором», к его пьесам театр будет
обращаться всегда. Спектакль «Три сестры» был поставлен с ощущением поэзии и
гармонии самой жизни вопреки всему. Пространство было полно воздуха и света,
сценический круг поворачивался —
Евгении Багратионович Вахтангов.
Михаил Астангов и Мария Бабанова
в спектакле «Ромео и Джульетта».
*Третья студия была
основана в 1914 г,
в 1926 г.
преобразована в театр.
401
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН: МХАТ И МИХАИЛ БУЛГАКОВ
Михаил
Афанасьевич Булгаков (1891 — 1940), уроженец Киева, по первой профессии —
земский врач. Он знал и любил театр с детства, а гастроли Московского
Художественного театра в Киеве в 1912
г. стали одним из самых ярких впечатлений его молодости.
Булгаков обладал серьёзным актёрским дарованием, но лишь в 1934 г. он сыграл на сцене
МХАТа свою единственную роль — Судью в спектакле «Записки Пиквикского клуба» по
Ч. Диккенсу. Булгаков был наделён и режиссёрскими способностями. Но главным его
делом в театре стала драматургия.
15
августа 1925 г.
заведующий литературной частью прославленного МХАТа Павел Александрович Марков
(1897—1980) принял от начинающего литератора Михаила Булгакова пьесу «Белая
гвардия», а 5 октября в Московском Художественном была создана постановочная
группа и распределены роли. Так начался десятилетний трагический «роман»
Булгакова с театром.
Премьера
пьесы, в основу которой положен роман «Белая гвардия» о событиях Гражданской
войны, состоялась в октябре 1926
г. Это была самостоятельная работа мхатовской молодёжи.
Разрешения на постановку пьесы добивались на самом высоком уровне — от Совета
театра до Главреперткома (цензурной комиссии новой революционной власти). Было
предложено более десятка названий, из которых утвердили «Дни Турбиных». Три
генеральные репетиции в присутствии публики прошли с небывалым для современной
пьесы успехом. И три первые премьеры — 5, 6, 7 октября 1926 г. — закрепили его.
Однако
это было только начало «хождения по мукам». Почти сразу после премьеры и на
спектакль, и на автора пьесы обрушился град отрицательных откликов. В Доме
печати состоялся «Суд над „Белой гвардией"». Результатом этой кампании
было решение снять «Дни Турбиных» с репертуара МХАТа. Постановщики воззвали к
руководству страны, и благодаря их усилиям спектакль дважды в течение трёх
последующих сезонов возвращался на сцену театра. А потом на три года наступил
вынужденный перерыв — «Дни Турбиных» запретили. Затем снова разрешили в феврале
1932 г.
— и пьесу играли до 1941 г.
Всего за время жизни этого знаменитого спектакля его сыграли девятьсот
восемьдесят семь раз. Предыдущая Следующая
|