Предыдущая Следующая
Через
два года после премьеры «Дней Турбиных» МХАТ взял в работу новую пьесу
Булгакова. Она называлась «Бег» (1926—1928 гг.). В пьесе, состоящей из восьми
«снов», Булгаков вновь обращался к теме Гражданской войны, к её разрушительным
для человека последствиям. Постановку «Бега»,
Михаил
Афанасьевич Булгаков.
интерьеры сменялись
пейзажем берёзовой рощи. Чеховские герои страдали, а природа оставалась вечной
и неизменной. Поэтичность и особый лиризм, музыкальность ритма действия,
голосов актёров не отменяли трагизма пьесы.
Спектакль «Три сестры»
стал своеобразным прощанием с прежней жизнью: страна стояла на пороге войны.
После 22 июня 1941 г. от театра
требовались другие сюжеты, актёры должны были говорить со зрителем по-иному.
Паузы не наступило, но настроения на сцене и в зале не могли не измениться.
Многие театры были эвакуированы, артисты выступали во фронтовых бригадах.
Долгих четыре года страна воевала и ждала победы.
Классические пьесы шли на
сцене и в военные годы. Актёр Художественного театра Николай Павлович Хмелёв
(1901 — 1945), пробуя свои силы в режиссуре, поставил в 1944 г. пьесу А. Н.
Островского «Последняя жертва» как масштабную человеческую комедию. По
свидетельству критиков, исполнительница роли Юлии Тугиной — Алла Константиновна
Тарасова (1898—1973; она была чеховской Машей в «Трёх сёстрах») сыграла роль с
эмоциональным подъёмом, трагическим накалом чувств, продолжив традиции
Ермоловой.
К Островскому обратился в
годы Великой Отечественной войны и руководитель Камерного театра А.Я. Таиров. В
1944 г.
первая актриса театра — Алиса Коонен сыграла роль Кручининой в спектакле «Без
вины виноватые». Мелодраматическая коллизия обретения потерянного сына была
сыграна Коонен благородно, без какой-либо сентиментальности, с искренним
чувством.
402
Афиша
спектакля «Дни Турбиных».
так
же как и когда-то «Дни Турбиных», власти запретили.
В
отчаянии Булгаков 28 марта 1930
г. написал письмо советскому правительству: «Я предлагаю
СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста —
режиссёра и актёра, который берётся добросовестно ставить любую пьесу, начиная
с шекспировских пьес и вплоть до пьес сегодняшнего дня.
Я
прошу о назначении меня лаборантом-режиссёром в 1-й Художественный театр...».
Назначение
драматург получил. 18 апреля ему позвонил Сталин. А 10 мая Булгаков написал
заявление в отдел кадров МХАТа о приёме на работу на должность режиссёра.
Позднее он был принят также в актёрскую труппу. Для постановки взяли и его
инсценировку «Мёртвых душ» Гоголя, и пьесу о Мольере, которая называлась
«Кабала святош» (1936 г.).
«Мёртвые
души» после продолжительных и непростых репетиций увидели свет в декабре 1932 г. «Кабалу святош»
репетировали вдвое дольше — четыре года, а премьера состоялась лишь в феврале 1936 г. Семь представлений
спектакля о жизни Мольера прошли с огромным успехом. А в газетах появились
резкие, злые статьи. 9 марта 1936
г. «Мольера» сняли. Булгаков так и не смог простить
театру, что МХАТ не защитил его. 1 октября он перешёл на работу в Большой театр
на должность либреттиста-консультанта. Предыдущая Следующая
|