Предыдущая Следующая
Для
театральных планов Н. П. Шереметева сцена домашнего театра оказалась слишком
мала, поэтому он, прежде всего, построил в Кускове новое здание. Там граф
предполагал ставить «большие» оперы с участием танцовщиков и многочисленного
хора, а также балеты.
Открыв
летом 1787 г.
новый кусковский театр, молодой Шереметев, унаследовавший к тому времени
состояние отца, немедленно приступил к строительству ещё одного театра, теперь
уже в другом подмосковном имении семьи — Останкине. Оригинальная планировка
зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение
часа) превращать его в бальный.
Настоящей
звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, по сцене Жемчугова
(1768—1803). Взятая в дом Шереметевых в возрасте семи лет, она была
воспитанницей княгини Марфы Михайловны Долгорукой. Способности молодой актрисы
к пению, за которыми угадывался выдающийся талант, были замечены Н. П.
Шереметевым. Молодой граф окружил начинающую артистку лучшими учителями. В 1798 г. он дал Жемчуговой
вольную, объявив о неожиданно открывшихся обстоятельствах её знатного
происхождения из рода польских дворян Ковалевских. В ноябре 1801 г. они, наконец, тайно
обвенчались в маленькой церкви Симеона Столпника в Москве. Но сказки не получилось.
Молодая, умная, разносторонне образованная женщина, талантливая певица и
актриса уже была неизлечимо больна туберкулёзом. 23 февраля 1803 г. она скончалась,
оставив трёхнедельного сына на руках мужа.
В
1796 г.
Шереметев был вновь призван на государственную службу. Он пытался поддерживать
жизнь театра, переведя многих артистов труппы в разные должности при своём
московском доме. Однако обязательства казённой службы полностью изменили образ
жизни графа. Тяжело переживал он и потерю любимой жены. В 1804 г. крепостной театр
графа Н.П. Шереметева навсегда прекратил существование.
Вид
села Останкина. Неизвестный художник. Середина XVIII в.
381
Эскиз архитектурно-перспективной
декорации. Художник П. Гонзаго. Начало XIX в. Этот художник оформлял спектакли
Императорских и крепостных театров.
повозки, в них стояли
актеры и произносили нравоучительные стихи, авторами которых были Сумароков и
очень известный в то время поэт Михаил Матвеевич Херасков (1733— 1807).
Маскарад устроили ранней весной 1763
г. Огромное напряжение душевных и физических сил при
организации многочасового представления и жестокая простуда подорвали здоровье
Фёдора Волкова. Вскоре после маскарада он скончался.
Заслуга Волкова — в том,
что он стал первым в России профессиональным актёром. Сейчас трудно
представить, как он играл (прямых свидетельств об этом не осталось), но
современники восхищались его талантом. Сумароков же был первым писателем,
который создал в середине XVIII
в. репертуар для русской сцены. Он написал девять трагедий и несколько комедий.
Первая трагедия Сумарокова — «Хорев» — написана в 1747 г., с неё начинается в
русском театре период классицизма (см. статью «Театральное искусство
классицизма и барокко»). Предыдущая Следующая
|